Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830—1897) — русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества...
передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели», академик Императорской Академии художеств. «Грачи́ прилете́ли» 1871 г. 62 × 48,5 см. Хранится в Государственной Третьяковской галерее
На первом плане картины берёзы, растущие на задворках церковного участка. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд». фигуры птиц несколько велики по сравнению с реальными размерами, а их рисунок выглядит довольно приблизительным и даже наивным. Однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны», и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести». Центральная группа берёз - основа композиции. Мягкий свет от косых лучей весеннего солнца падает справа налево, образуя лёгкие тени берёз на всё ещё белом, но уже немного потемневшем снегу. За деревьями забор, за которым видны крыши деревянных построек. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля, через которые протекает река —Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина. Дальние планы придают пейзажу ощущение пространства. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Этюды к будущему полотну были написаны художником в Костромской губернии в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области). Прообразом храма, изображённого на картине, является построенная в конце XVII века Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней. В левом нижнем углу полотна читаем: «1871. С. Молвитино. А. Саврасовъ». Художник изобразил колокольню несколько более высокой по отношению к храму, чем на самом деле, а также уменьшил расстояние между колокольней и храмом. У реальной церкви нет закомар, изображённых художником. Возможно, Саврасов использовал собирательный образ старинных храмов (Ф,Мальцева) В целом образ старинной церкви написан Саврасовым очень тонко и проникновенно, с чувством уважения к памятнику сельской архитектуры и его строителям. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу-кажется, что художник находится у земли. Но при таком ракурсе горизонт должен был бы находиться довольно низко, в то время как на картине он изображён примерно посередине холста, на уровне церковных главок. Это было сделано чтобы показать равнинные дали, которые играют в картине важную смысловую и образную роль. Полотно можно условно поделить на три горизонтальных пояса, каждый из которых написан в определённой цветовой тональности. Верхний пояс занят светлым небом, в цветовой гамме которого преобладают холодные голубые тона. На нижнем поясе, занимающем примерно треть полотна, изображён светлый снег, выполненный в серовато-белильных тонах. А между верхним и нижним поясами, охватывая пространство от забора до дальних полей у горизонта, находится относительно узкий средний пояс, написанный в коричневых тонах с голубыми прописками. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа». Впечатление устремлённости ввысь достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви». Художнику удалось передать печаль уходящей зимы и радость весеннего пробуждения природы через общий светлый колорит картины, включающий в себя голубизну просветов неба, тёплые светло-коричневатые проталины на полях, а также холодные сине-серые тона тающего снега, который написан с использованием множества оттенков сиреневого, розового и голубого цветов[. Снег, изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью» Саврасов использовал сложную технику живописи, с применением цветного грунта, красочных слоёв разного цвета и фактуры, разнонаправленных мазков, а также лессировок и рефлексов. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи». После написания этюдов Саврасов работал над картиной в Ярославле, а затем дорабатывал композицию в Москве, куда он возвратился вместе с семьёй в начале мая. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи» Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым за 500 (другие источники говорят 600) рублей.. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием ( «Грачи прилетели!»), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге. «Грачи» получили хорошие отзывы: Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший, и он действительно прекрасный», а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу…». Считается что на настроение картины повлияло подавленное состояние, в котором находился художник, переживавший смерть дочери. Именно это состояние художника привело к его живой творческой реакции на явления, предвещавшие приход весны. Существует ряд авторских повторов картины: первое было выполнено Саврасовым в начале 1872 года по заказу императрицы Марии Александровны. В настоящее время местонахождение его неизвестно. Вторая авторская копия (1879 или 1889 году, 62х49,5), хранится в Нижегородском государственном художественном музее [. Третий вариант (в горизонтальном формате)«Весна. Грачи прилетели» (х/м, 67 × 117 см, частное собрание, Москва) был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года. В Третьяковской галерее хранится одноимённый вариант-повторение 1894 года . В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант под названием «Ранняя весна». Ещё один вариант-повторение, очень близкий по размеру и содержанию к варианту из Русского музея, хранится в Национальном художественном музее Белоруссии.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: