Творчество художника сыграло важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн. Действительный статский советник.
«Балаганы в Париже» 1877 159.6х117,8 ( Государственная Третьяковская галерея)
«Акробаты» (На празднике в окрестностях Парижа) 221х136 (Государственный Русский музей)
Васнецов приехал в Париж, имея всего десять франков и заказ на иллюстрации к книге Е.Н.Водовозовой "Жизнь европейских народов". Но в Париже еще находились Репин и Поленов, готовившиеся к возвращению на родину, и они дружески приняли Васнецова. ( В Париже в те годы работали Крамской, Савицкий, Ковалевский, Беггров; там же находился Боголюбов, являвшийся неофициальным представителем Академии художеств).
Поселившись в Париже, Васнецов с дотошностью изучал коллекцию Лувра и внимательно следил за импрессионистическими открытиями современных французских живописцев. Их влияние чувствуется в созданной им во Франции жанровой картине.
Васнецовым было исполнено два варианта картины на тему «Акробаты (на празднике в окрестностях Парижа)» — название, данное произведению в каталоге VI Передвижной выставки. Первый вариант, в сущности, является эскизом. Оп отличается от второго размером, форматом полотна, композицией и составом изображенных лиц. Эскиз принадлежит Третьяковской галерее, картина — Русскому музею.
Со свойственным ему умением Васнецов остро и психологически тонко обрисовывает типы хозяев цирка, нанятых ими жалких актеров и собравшейся толпы. Убогое зрелище представляет собой балаган. Внимание толпы привлекается крикливыми вывесками, зазываниями, кривляниями паяца и показом полуобнаженной танцовщицы.
Танцовщица и, главное, паяц угловаты, худы, не отвечают традиционному представлению об изящном, в них нет академической условной стройности. В худой, удлиненной, по-своему привлекательной и в то же время вызывающей жалость фигурке балаганной танцовщицы художник выразил свое понимание жизни парижской бедноты. Нежный светло-розовый тон одежды танцовщицы тонко выделяется на глубоком синем ночном небе, привлекая внимание зрителей к облику этой женщины, сочетающему нечто иллюзорное с прозаичностью. Таков же и арлекин. Он жалок, на него тяжело смотреть — в его «веселых» кривляниях чувствуется гримаса голодного человека. Но гримаса искусно скрыта под гримом, ее заглушает яркость освещения и костюм балаганного паяца. Васнецов проявил себя в этом произведении чутким реалистом. .
Композиция в окончательном варианте сильно изменена. Балаган отодвинут от края картины, и зритель как бы сам стоит в толпе, все внимание которой привлечено паяцем. Танцовщины в картине вовсе нет. Эскиз острее передает характер предстоящего зрелища, острее воспринимается поведение зазывающих публику актеров, весь тон этого дешевого и убогого зрелища. В картине все принимает более спокойное настроение, и главное место отдано арлекину. Он усиленно старается заинтересовать публику. Весьма выразительной деталью картины является балаганная вывеска. На ней намалеваны все те «увеселения», которые предстоит получить за свои жалкие су посетителям цирка.
Интересен колорит произведения. Красивы вечернее освещение колеблющегося пламени ламп, эффекты ярких пятен светло-розового, белого, голубого, желтого, выделяющиеся на декорациях балагана и черно-синем фоне неба. Все хорошо прочувствовано художником.
По возвращении на родину Васнецов выставил первый вариант или эскиз своей картины в художественном магазине Беггрова, а картину сдал заказчику. Через год она была выставлена на VI Передвижной выставке.
Со стороны представителей академического направления картина вызвала нападки. В дальнейшем художник уже не будет возвращаться к манере, в которой он написал своих "Акробатов": она не свойственна его ясному и цельному видению мира. Но именно после Парижа он почувствовал в себе призвание быть русским художником, говоря: "Я только Русью жил...". Он обращается к миру поэтического народного творчества. И здесь В.М. Васнецову принадлежит особое место
Оставить сообщение: